История завода ЗИМ Точмашприбор

Свою историю завод по производству гидравлических испытательных машин Точмашприбор (ЗИМ) ведет с далёкого 1953 года. Первоначально это уникальнейшее в нашей стране предприятие, основанное в Армавире и ставшее его гордостью, имело название ЗИМ. Через 50 лет - это уже ФГУП «Точмашприбор», а еще через 5 лет — ОАО «Точмашприбор». Четвертое превращение завода соединило оба прежних его имени — ООО «ЗИМ Точмашприбор».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 февраля 1948 года в городе Армавире должен был быть построен завод поршневых компрессоров. Однако, учитывая потребности развития народного хозяйства и оборонного потенциала страны, Постановлением Совета Министров от 26 апреля 1949 года «Об увеличении производства новых машин и приборов для механических испытаний» и Приказом Министра Машиностроения и Приборостроения от 4 мая 1949 года профиль завода был переориентирован на производство испытательных машин. Решение, принятое Советом Министров, было вполне обоснованно.

Знаете ли вы, что…

В создании завода «ЗИМ Точмашприбор» немаловажную роль сыграл один любопытный исторический момент. Легенда ли это, либо событие, имевшее реальную подоплеку, точно неизвестно. Однако данная информация предоставляет почву для множества размышлений и догадок. Итак, сразу после окончания Великой Отечественной войны, ведущие научные и военные стратеги нашей страны определили дальнейший путь промышленного развития  - это оборонное производство. Создание современного вооружения потребовало нового, более высокого уровня модернизации технологий получения металлов и их сплавов. Уроки войны убедительно доказали, что есть необходимость оснащения научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий, лабораторий и учебных заведений экспериментальной техникой, позволяющей вести механические испытания  промышленной продукции из разного материала.  Для ускоренной модернизации нашего подводного флота и проектирования атомных кораблей возникла необходимость создания испытательной машины, которая еще не значилась в проектах и разработках. Были проведены предварительные переговоры со Швейцарией. Но более детально ознакомившись с заказом и определив первостепенную важность и уникальность крупногабаритной испытательной машины, швейцарская фирма потребовала солидную сумму за ее создание. Тогда руководители заинтересованных ведомств направили просьбу со всеми сопутствующими  расчётами генеральному секретарю ЦК КПСС И.В. Сталину. По легенде Иосиф Виссарионович смерил бумагу быстрым взглядом и без раздумий написал ярко красными чернилами на титульном листе: «Дешевле свой завод построить!». К сожалению, такую резолюцию найти не удалось. Но легенда имеет место быть и поныне. Известно, что в дальнейшем И. В. Сталин собрал группу самых талантливых учёных-физиков и военных деятелей того времени, и поставил первоочередной задачу построения завода и изготовления испытательной  машины.

Вот, после таких интересных событий  и началось строительство ЗИМа, положившее  начало микрорайону «Черёмушки» и ликвидировавшее первоначальный проект сброса фекальных вод в открытый резервуар недалеко от посёлка «Нефтекачка». Создание крупного завода (основным заказчиком и застройщиком выступал трест «Севкавмашприборстрой» упр. т. Краснолуцкий) велось довольно быстрыми темпами. Это было невиданное до той поры, масштабное и знаменательное явление для всей страны.

fff.jpg
Электросталеплавильный цех на заключительной стадии строительства. Снимок 1959 года.

ffffffff.jpg
Цех - «Русский пролёт»

«Русский пролет» - этот связующий цех, который наряду с остальными многочисленными цехами был укомплектован в прошлом самыми современными токарными, карусельными, расточными, фрезерными, сверлильными станками и мостовыми кранами. О внушительных размерах данного сооружения свидетельствует тот факт, что  по направляющим станины станка ДИП-1000 токарь мог прохаживаться совершенно спокойно, а замер некоторых деталей проводился только с помощью мостового крана, подававшего мерительный инструмент! Самым большим по площади производственным зданием на ЗИМе  являлся «Блок цехов». Весь каркас этого огромного объекта, с несущими опорными колоннами и с конструкциями перекрытия, выполненными из проката стальных балок, швеллеров, углов и являющимися не сварными, а клёпаными, был получен по репарации из Германии, путем демонтажа одного из авиазаводов «Мессершмитта» в городе Дессау. Стоит упомянуть, что созданием ЗИМа вместе со своим СМУ-8-ЗИМ занимался инженер-строитель Б.Н. Пономаренко, впоследствии работавший заведующим промышленно-строительного отдела Армавирского горкома КПСС, а позже, - известный на всю Кубань секретарь Краснодарского крайкома партии.

zimtochmashpribor.jpg

 

Рождение завода

ffffffffff-(2).jpgПервым директором завода был назначен талантливый организатор и крупный специалист в области испытательной техники Григорий Михайлович Травушкин. Под его руководством (1948-1955 годы) строители и работники завода проделали сложную и ответственную перед всей страной работу. В стране назрела необходимость создания поверочной схемы для средств измерения силы, и новый завод должен был изготовить и смонтировать во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева машину для эталонных методов измерения силы до 100 тысяч килограмм, которая составила бы основу поверочной схемы для средств измерения силы. Несмотря на трудное экономическое положение, Правительство страны выделило 730 тысяч рублей на закупку лучших заграничных образцов машин и приборов для механических испытаний, чтобы наладить выпуск отечественной испытательной техники на уровне лучших зарубежных образцов.

ffff-(2).jpgС 1956 по 1962 год завод возглавил Владимир Матвеевич Честников, бывший главный инженер завода ЗИМ. Предприятие практически выходит на проектную мощность, становится основным поставщиком техники в стране. Продукция завода пользуется большим спросом в лабораториях промышленных предприятий, КБ, НИИ и учебных заведений. Вместе с тем, промышленность и наука страны остро нуждаются в новых оригинальных образцах испытательной техники, изготовить которую можно только на Армавирском заводе ЗИМ. В связи с этим в 1956 году создается специальное конструкторское бюро испытательных машин (СКБИМ, г. Армавир), за счет разработок которого резко расширяется номенклатура изделий завода. Изготавливаются машины ГРМ-2, ПС-15, 2ПГ-50, 2ГМС-50, МУФ-20, МГР-50, МПИ-300, МПИ-600.

Специалисты завода ЗИМ Точмашприбор и специального конструкторского бюро испытательных машин СКБИМ в короткий срок сумели преодолеть многолетнее отставание Советского Союза в создании производства широкой номенклатуры испытательных машин. В период с 1960 – 1970 годы СКБИМ разрабатывает и изготавливает на своем опытном производстве серию установок для исследования поведения материалов в специальных средах: в условиях высоких (до 1100 С) температур, в высокоскоростной струе газообразных продуктов сгорания в вакууме, гидропрессов для испытания на прочность и плотность труб: водогазопроводных, обсадных, бурильных, магистральных, особого назначения из специальных материалов, ряд сейсмоплатформ, мощных вибростендов, ударных стендов и установок, мобильные невзрывные источники сейсмических колебаний для нужд геофизики и для геологоразведки, в первую очередь на нефть и газ.

Именно эти установки обеспечили становление и развитие нефтегазового комплекса России. Каждые пять-шесть лет, обновляются серии машин для массовых контрольных испытаний металлопродукции, бетонов, цементов и изделий из них, пластмасс, композитов, эластомеров, образцовую тарировочную установку на 3000 тонн, силоизмерительную машину на 5000 тонн, ряд установок прямого (непосредственного) нагружения, серию эталонных силоизмерительных машин второго разряда на 5, 100 и 200 тонн, ряд образцовых динамометров третьего разряда.

fffff.jpgНаиболее протяженный период времени (1962-1978 годы) заводом руководит опытный хозяйственник и талантливый организатор Александр Иосифович Чубаров. За то время, когда он возглавлял завод, осваивается изготовление 137 единиц номенклатуры серийных испытательных машин и уникального испытательного оборудования. Завод начинает выпуск машин для испытаний шин автомобилей, самолетов и тракторов (ОПШ-ЗО), вибростендов (ЭГВ-10-200), виброплатформ для испытаний строительных конструкций на сейсмостойкость и виброустойчивость при многокомпонентных колебаниях (ВП ЗК-100).

В решении важнейшей проблемы поиска месторождений нефти и газа принимают участие изготавливаемые заводом мобильные источники сейсмических волн СИ-32, СИ-40, начинается серийное изготовление сейсмических вибраторов на самоходном шасси для разведки нефти и газа СВ-5-150 (всего для оснащения геофизических экспедиций было выпущено более 1500 этих уникальных комплексов).fffffffff-(2).jpgВыпускаются прессы для гидроиспытаний внутренним давлением на прочность и плотность магистральных, водопроводных, обсадных бурильных и асбоцементных труб (Т-120, Т-116, Т117) для ВНИИМ им Д.И. Менделеева, создается основа поверочной схемы средств измерения силы эталонная установка с наибольшей нагрузкой 1000кН (ЭУ- 100).

Создание уникального поворотно-буксировочного устройства для гидродинамических испытаний моделей подводных и надводных судов при четырех и шестикомпонентном нагружении в процессе движения (ПБУ-1) позволило решить целый ряд научно-практических задач для военно-морского флота страны. За создание и запуск этой установки, во многом определившей необходимость строительства завода, целый ряд работников был награжден орденами и медалями, а группа специалистов во главе с директором завода А.И. Чубаровым была отмечена Государственной премией СССР. Особую гордость работники завода испытывают за создание комплекса большегрузных испытательных машин на предельные нагрузки 500, 800, 3000 тонн, которые до сих пор работают в ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова. Изготавливаются машины ПММ- 500, ПММ-200, ПММ-250, ПСУ-250, серия машин УЭ.

В 1973 году создается производственное объединение ПО «Точмашприбор», в составе «ЗИМа», «Армалита», «СКБИМ», «СМУ» генеральным директором, которого утверждается А.И. Чубаров. Общая численность работников объединения достигает 11000 человек (на головном заводе «ЗИМ» трудилось 3900 человек). Завод развивается, строятся кузнечный и сталелитейный цеха, специализированные лаборатории.

В период с 1979 по 1983 года создается машина УРС-200/20, предназначенная для проведения испытаний образцов металлов и сплавов на усталость при растяжении-сжатии в условиях малоциклового и многоциклового нагружения, а также для статических испытаний на растяжение и сжатие. В машине УРС-500 впервые применяется микро ЭВМ «Электроника», на базе которой строятся системы управления, измерения и автоматической обработки результатов испытаний. Это в совокупности с другими составляющими позволило осуществить полный цикл производства всего многообразия испытательных машин и метрологических приборов, включая и аттестацию готовой продукции. Большим «подспорьем» в работе сложного производственного объединения был первый в городе Информационно-вычислительный центр (рук. Э.Д. Манукян).

Совместно со странами социалистического содружества Венгрией, ГДР, Чехословакией на условиях кооперации создается ряд новых испытательных машин Е02-40. Начинаются экспортные поставки отечественной испытательной техники за рубеж в такие страны как Индия, Пакистан, Вьетнам, Испания и др. Экспортные поставки осуществляются всего в 41 страну мира. Изготавливаются силоизмерительная образцовая машина ОСМ2-5-0,5 предназначенная для поверки и градуировки образцовых динамометров 3-го разряда, установка прямого нагружения УПН-30 для поверки и тарировки тензорезисторных силоизмерительных датчиков в метрологических лабораториях, машина силоизмерительная СМ-1-5000 для поверки и градуировки датчиков силы гидроиспытаний стальных бесшовных труб, прокатных станов. Продолжается выпуск трубных прессов Т1132, Т2111.

fffffffff.jpgВ период с 1984 по 1987 года создается уникальная система нагружения пространственных конструкций СНПК-2000/300 с наибольшей нагрузкой статического режима 2000 тонн, предназначенная для проведения прочностных испытаний крупногабаритных натурных конструкций при многокомпонентном нагружении с использованием гидравлического следящего привода. Были выпущены: электрогидравлический стенд для испытаний изделий с имитацией коммерческой транспортировки СИТЗ-100/100, стенд для испытаний автомобильных баллонов ПАБ-01, УПН-10, БМ-5, система измерительная СИП-500, налажено серийное производство малогабаритной испытательной разрывной машина РМ-50, предназначенной для статических испытаний образцов сварных соединений.

ffffffffff.jpgС 1988 по 1992 года осваивается производство машин с гидравлическим управлением для испытания бетонных образцов на сжатие ИП-6012, машин для автоматизированных испытаний бетонных кубиков на сжатие 3265 МС-2000, разрывных испытательных машин серии МР. Для испытаний амортизаторов атомных станций предприятие изготавливает уникальную машину МПИ-600М, научные учреждения оснащаются выпускаемыми ПО «Точмашприбор» моментоизмерительной машиной БР 4085, пневмодинамической машиной объемного сжатия ПС6096-1200-50. Вибростенды СИ-6037-100-3, СИ-6049-100-3, ЭГВ-10-200 выпускаемые предприятием, предназначены для испытаний различных изделий конструкций на вибропрочность. Продолжается плодотворное сотрудничество объединения с научными и оборонными организациями, в числе которых ИМАШ РАН, НИКИМП, ЦНИИСК, НАМИ, ВНИИШП, КБ «Салют», ВИАМ, ЦАГИ, Институт Электросварки им. академика Е.О. Патона и др. ЗИМ Точмашприбор осваивает выпуск техники для испытаний материалов в условиях высокого и низкого температурного нагружения, обеспечивая тем самым испытательную базу для изучения процессов в механике разрушения.


Уникальные испытательные машины ЗИМ Точмашприбор

ir1m1.jpg

Завод испытательных машин Точмашприбор ведет активную инновационную деятельность и продолжает производить качественное современное лабораторное оборудование и приборы. По проектам научно-исследовательского и конструкторского центра испытательных машин НИКЦИМ Точмашприбор изготавливаются:
    Стенд для испытания канатов МИРПК- 1000К, (лабораторное оборудование с предельной нагрузкой 1000 кН) предназначенный для испытания крученых и плетеных канатов из полимерных материалов и натуральных волокон на прочность при растяжении согласно требованиям стандартов ГОСТ 25552, ГОСТ 30055, DIN JSO 7500 часть 1, DIN 53815, DIN ЕС 919, ИСО 2062, ИСО 2307:1990 (Е), ES 20139, DIN (BS) EN 696, 699, 700, EN 701; BS EN 4928;
    Универсальная испытательная машина МИУ-К предназначенная для статических, мало- и многоцикловых испытаний образцов металлов и сплавов при знакопостоянных и знакопеременных нагрузках по ГОСТ 1497, ГОСТ 25.506, ASTM E8, DIN 50125, ГОСТ 10006, ГОСТ 25.502, ГОСТ 25.503 и EN 10002 на предельные нагрузки 100, 200, 500, 1000 и 2000 кН (МИУ-100К, МИУ-200К, МИУ-500К, МИУ- 1000К, МИУ- 2000К). Универсальные испытательные машины данного типа отличаются небольшим энергопотреблением при многоцикловых испытаниях и большим ходом силовозбудителя;
    Технологический гидравлический пресс типа ПТ-К предназначенный для изготовления изделий из взрывчатых веществ и специальных материалов (ПТ-500К, ПТ-1000К, ПТ-1000К, ПТ-2000К, ПТ-2500К, ПТ-5000К и ПТ-10000К);
    Испытательное оборудование (машина) типа МИРИВ-50К предназначенная для статических испытаний образцов из взрывчатых материалов на растяжение, сжатие, изгиб, раскол и сдвиг. Испытательные машины МИРИВ-50К отличаются наличием двух зон испытаний и широкими функциональными возможностями;
    Испытательный стенд СТ89-114.20.1 предназначенный для гидроиспытания на прочность и плотность внутренним гидравлическим давлением различных видов труб по ГОСТ 3845, APISpec5L;
    Машина испытательная МИИРС–3000КУ предназначенная для статических испытаний на поперечный изгиб сварных стыков контрольных образцов рельсов типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 по ГОСТ 7174, Р65 по ГОСТ 8161 и Р75 по ГОСТ 16210, по ТУ 0921–057–01124328–98 и ТУ 0921–077–01124328–99. Испытательные машины данного типа обеспечивают проведение статических испытаний на поперечный изгиб контрольных образцов сварных рельсовых соединений и пересечений по ОСТ32.133-99 (остряков с рельсовыми окончаниями, сердечников с приваренными рельсовыми окончаниями (через хромоникелевую вставку), продольного шва между рельсовыми окончаниями);
    Испытательная машина МИПРЛ-200К для испытания пружин и рессор подвижного состава железных дорог;
    Испытательная машина МИП-6К для статических и циклических испытаний цилиндрических винтовых пружин на растяжение и сжатие по ГОСТ 13764-86…13776-86 и плоских пружин на изгиб;
Машина испытательная МИРЖД-200.2К предназначенная для испытания пружин и рессор подвижного состава железных дорог по ГОСТ 1425 и ГОСТ 1452 при статических и циклических нагрузках в соответствии с действующими методиками;
    Испытательная машина МИПА-2500К предназначенная для статических испытаний поглощающего аппарата при квазистатических испытаниях, для натурных испытаний на прочность различных конструкций, для статических и малоцикловых испытаний материалов при определении их физико-механических характеристик;
    Сейсмодиагностический комплекс СДВИК-100-50; новое поколение сейсмических вибраторов на самоходном шасси для разведки нефти и газа СВ120/150 ВИ, предназначенных для возбуждения продольных сейсмических колебаний при геофизических изысканиях в целях разведки ископаемых нефти и газа, а также рудных месторождений;
    Вибростенд для испытания изделий на вибропрочность ВИМ-2,5-25 предназначенный для испытаний на вибропрочность и виброустойчивость изделий массой до 25 кг; ВИМ-5-50 для изделий массой до 50 кг; вибростенд ВИ-100 предназначенный для испытаний на вибропрочность и виброустойчивость а также для исследования влияния вибрации на уплотнение различных смесей, процесс кристаллизации расплавленных металлов и сплавов массой до 200 кг; вибростенд ВИ-5.200К для изделий массой до 100 кг;
Разрывная машина типа МИРИ-К и МИР-К предназначенная для испытания образцов металлов на растяжение, сжатие и изгиб по стандартным методикам с максимальными нагрузками 50-2000кН (МИРИ-100К, МИРИ-200К, МИРИ-500К, МИРИ-1000К, МИРИ-2000К);

Ведется изготовление нового поколения машин для испытаний гидроамортизаторов атомных станций МГА-50К и МГА- 500К предназначенных для определения величины усилия холостого хода гидроамортизатора без нагрузки; скорость, при которой закрываются клапаны гидроамортизатора и просадку гидроамортизатора при максимальной нагрузке. Машина для испытания гидроамортизаторов МГА отличается высокой точностью измерения испытываемых параметров и производством всего цикла испытаний без снятия гидроамортизатора с испытательной машины.
    Продолжаются работы по модернизации машин для испытания специальных материалов УИ-100 и УИ СНВ 10/100. Завод активно участвует в многочисленных выставках «Металл-Экспо», «Эталон», «Гидроавиасалон», «Метрология». Машины МИРИ-100К и МИУ-200К награждаются Золотыми медалями «ГОС-СТАНДАРТА» РФ «Гарантия надежности и безопасности». Осуществляются экспортные поставки испытательного оборудования в Казахстан, Белоруссию, Украину, Туркменистан, Литву.

ispytatel-nye-mashiny.jpg

ЗИМ Точмашприбор – завод с богатой полувековой историей. Мало кто знает, что амортизаторы, на которых установлены реакторы атомных электростанций, испытываются на оборудовании, изготовителем которого является именно наш завод испытательных машин. И едва ли кто-нибудь может рассказать о том, что при поднятии затонувшей атомной подводной лодки «Курск» использовались огромные цепи, прочность и надежность которых подтвердилась только посредством предварительных испытаний на наших разрывных машинах.

В эпоху технологического прогресса и неограниченных возможностей нельзя забывать, что рождению производства испытательной техники в нашей стране мы обязаны исключительно заводу испытательных машин Точмашприбор.

© ЗИМ ТОЧМАШПРИБОР, завод испытательных машин

ООО «ЗИМ ТОЧМАШПРИБОР» 
Все права защищены © 2014


Яндекс.Метрика